Образование
Акции

Эшелоны на российском рынке. Как их отличать?

В последнее время все чаще слышим понятия: первый, второй и третий эшелоны. Разберемся в том, что это такое и чем они отличаются.
Деление на эшелоны весьма условно и не имеет четкой градации. К первому эшелону инвесторы чаще относят бумаги с высокими объемами торгов и большими долями в фондовых индексах. А ко второму и третьему — менее ликвидные акции.

Для систематизации можно попробовать преминуть градацию Московской биржи. Она имеет перечень ценных бумаг, допущенных к торгам на бирже и доступных всем участникам — котировальный список, и три уровня листинга. Чем выше уровень листинга, тем более серьезные требования и условия предъявляются биржей для выполнения эмитентом.

I уровень листинга — котировальный список первого (высшего) уровня.

Он включает бумаги наивысшей надежности.

II уровень листинга — котировальный список второго уровня.

Во второй уровень списка попадают бумаги, которые отвечают большинству критериев надежности, но их качество немного ниже.

III уровень листинга — некотировальная часть списка ценных бумаг.

В него входят бумаги, которые допустили к торгам, но покупать их могут только квалифицированные инвесторы или для покупки необходимо пройти тестирование. Эти бумаги Центробанк считает высокорисковыми.
Инструменты в некотировальном списке биржа оценивает только на соответствие законодательству РФ и требованиям ЦБ РФ.

Соотношение уровня листинга на Московской бирже с эшелоном, к которому можно отнести бумагу весьма грубое, и не все акции из некотировального списка входят в III эшелон. Так же, как и не все бумаги с I листингом входят в I эшелон.

Тут важно также учитывать торговые показатели:

• насколько широк и стабилен спред между лучшими заявками на покупку и продажу,
• какова глубина рынка – его способность поглощать крупные ордера без значительного влияния на рыночную цену,
• free-float – количество акций в свободном обращении, при низком значении показателя акции обычно более волатильные.

В итоге:

Само понятие «эшелон» — это скорее биржевой сленг в среде инвесторов, нежели четкая градация. И для каждой компании нужно оценить торговые показатели, чтобы отнести ее бумаги к той или иной группе. Со временем показатели торгов могут меняться и тогда акции могут перейти в другой эшелон.

Для инвестора важно понимать это деление на группы, так как это вопрос ликвидности бумаг и соответственно возможных потерь при входе или выходе из сделки.

• Акции с большим размером free-float — достаточным значением можно считать 40% — менее волатильные и в них в среднем можно ожидать более предсказуемой торговли.
• Если спред между лучшими заявками на покупку и продажу держится стабильно в размерах десятых процента, а не нескольких процентов, то в таких бумагах на сделках инвестор не растеряет капитал.
• В том случае, когда проходят сделки крупных размеров, а цена не осуществляет сильных изменений — то инвестор, с большей долью вероятности, сможет закрыть позиций без резких ценовых скачков.

Грамотно подобранные инструменты обеспечивают большую часть успеха в конечном торговом результате.